ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИФ МАМИФ


ГлавнаяЛица МАМИФГостевая книгаФорумЧто такое МАМИФИсторико-филологический семинарЛитературная гостинаяНовостиПубликации


Между Россией и Западом: Рига в прошлом и настоящем

В начале июня две тысячи шестого года мне удалось сделать небольшой отпускной рейд в Латвию, страну во многом близкую к нам территориально и исторически, но противоречивую в своей истории и традициях. Эта древняя земля, история которой во многом связана с историей Европейских стран, в т.ч. и с историей России, частью которой она была с начала XVIII века.

В 1201 году в устье Даугавы (Западной Двины) немецкий епископ Альберт основал Ригу. Выгодное расположение позволило ей очень быстро стать одним из главных торговых городов на восточном побережье Балтийского моря. Это же послужило причиной многих конфликтов между крупными соседними государствами за право владеть Ригой. Этот город – главная достопримечательность Латвии, он избежал перепланировок в советское время и полностью сохранил свой исторический облик. Старый город расположен на реке Даугаве. Рига – это живописные средневековые домики, острые шпили башен, древние церкви и монастыри, вплотную стоящие друг к другу на узких улочках. Это и уютные кафе на 2-3 столика, где всегда есть свободные места и где можно сидеть часами, попивая ароматный кофе, и читая свежие, пахнущие типографской краской, газеты. Рига – это не только романтика Средневековья, но и своего рода музей модерна. Пожалуй ни в одном другом городе Вы не найдете столько великолепных зданий, построенных в этом экспрессивном, исключительно выразительном и богатом декоративными деталями стиле. Сердце Риги – на небольшой территории хранит множество исторических свидетельств о возникновении столицы, о судьбах всего государства и народа. Старинные дома, шпили церковных башен, петухи которых зорким оком окидывают город, каменные маски на стенах домов, старые булыжники, на которых отмечена поступь столетий –  много историй, преданий, много судеб.

Народное предание повествует о том, что Ригу строили латыши, но начало всему положило происшествие с перевозчиком – великаном Кристапом (Христофором), который одной ветреной и дождливой ночью переносил через Даугаву маленькое дитя. Странным было это шествие, т.к. с каждым шагом ноша Кристапа становилась все тяжелее. Был же это сам Бог. Зато и плата за ношу была щедрой, и на нее стало возможным построить Ригу. На берегах Даугавы, в ее нижнем течении, еще до появления немецких купцов обитали племена ливов и куршей. В Хронике Генриха Латвийского имя Риги впервые упоминается в 1198 году. В бою с ливами здесь погиб епископ крестоносцев Бертольд. Хроника Генриха Латвийского не сообщает более подробных сведений о поселениях местных племен на том месте, которое епископ Альберт в 1201 году избрал своей резиденцией. Во всяком случае, епископ Альберт остановился у реки Ридзини (на том месте, где сейчас находится остановка 5-го трамвая по направлению на Пардаугаву), освятил эту землю и основал город Ригу. Он не мог основать Ригу на месте нынешней Ратушной площади, т.к. там текла Даугава, а на Домской площади находилось ливское кладбище. Однако и на самом вероятном месте возникновения Риги, на площади Альберта, археологические раскопки выявили остатки ливского поселения XI века.

В 1201 году вокруг Риги начинают возводиться каменные стены, толщина которых составляла около 2,5 м, высота - до 10 м. Внутри за стенами укреплений находилась свободная от застройки полоса, где могли собираться защитники города в случае нападения неприятеля. На наиболее протяженных участках стен и на поворотах находились башни. В 1333 году упоминается 28 башен. В город можно было попасть через ворота у Пороховой башни, к которым вела Большая песчаная дорога. Единственному крупному нападению в XIII веке Рига подверглась в 1210 году, когда курши пытались прогнать немцев из города: на большой лодке они приплыли в Даугаву, осадили Ригу и разожгли костры, чтобы поджечь городские укрепления. Однако курши не добились успеха из-за предательства своих союзников. В 1202 году уже прибыли первые немецкие бюргеры и поселились в районе нынешних улиц Шкюню и Скарню, где находился и первый рижский рынок. Папский легат Вильгельм Моденский в 1225 году предоставил Риге право самой чеканить монеты. Первыми каменными постройками во внутреннем городе было подворье Ливонского ордена, от которого сохранилась только бывшая церковь Юра (св. Георгия), подворье рижского епископа, Рижского домского капитула, где находилась и сгоревшая в 1215 году первая Домская церковь, и купеческое подворье на том месте, где ныне находится Большая гильдия.

В 1282 году Рига присоединилась к ганзейскому торговому союзу германских городов. Город рос, в строительных работах, вероятно, принимали участие и местные жители, которые были хорошими мастерами строительного дела. После пожара 1293 года Рижский рат запретил возведение деревянных построек внутри укреплений. Строительство нынешнего Рижского замка началось в 1330 году. В XIV веке уже существовала Ратушная площадь, была построена Ратуша и Новый дом (позднее – Дом Черноголовых) с залом для собраний. В Риге строились церкви, монастыри, кварталы жилых домов и здания купеческих и ремесленных гильдий.

В архитектуре Риги XIII-XIV в. преобладал романский стиль, строительные мастера приглашались из Германии. Однако уже в это время наряду с традициями романики в архитектуре Риги наблюдается и присутствие готики. Рига, входившая в союз ганзейских городов, строилась по образцу европейских феодальных городов, и в ее застройке ощущается сходство с северогерманскими городами.

Во все века Риге приходилось защищаться от нашествия соседей. Достаточно много также было и внутренних разногласий и борьбы. В 1521 году в церкви св. Петра впервые стали проповедоваться идеи Реформации. В 1524 году беспорядки вызвало возникновение лютеранской общины при церкви Екаба, прошли иконоборческие погромы, разгром католических церквей. На короткое время Рига стала вольным городом, затем в 1582 году была подчинена Польскому королевству. Календарные беспорядки в Риге вызвала попытка Рижского рата по требованию польского короля ввести новый, предложенный папой Григорием XIII, календарь. Беспорядки окончились лишь в 1589 году казнью на Ратушной площади их организаторов Гизе и Бринкена. В 1588 году Николас Моллин напечатал в Риге первую книгу.

С 1621 года Рига находилась в подчинении шведов, которые усилили и усовершенствовали систему городских укреплений, построили новую крепость – Цитадель. Рига пережила и другие нововведения: в 1663 году стала действовать система снабжения города питьевой водой, когда по деревянным трубам вода отводилась в разные районы города. Это устройство действовало в течение 200 лет. В конце XVII века в Риге имелось 8 латышских школ. Рижский рат вынес постановление о невозможности утверждать в должности не умеющих читать и писать. Город пережил и большое несчастье: в 1677 году возник обширный пожар. В поджоге обвинили двух молодых людей, которых палач безжалостно пытал, пока те не признались, т.е. не взяли вину на себя. А у рижского палача работы было полным полно еще до 1863 года, когда эта должность была упразднена. Правда, публичные пытки и казнь через повешение были отменены уже в 1801 году. В 1701 году характерной чертой Риги был колокол церкви Екаба вне самой колокольни и Большой Кристап (Христофор), затем был построен наплавной мост, который являлся тогда самым длинным мостом такого рода в мире. В 1709 году Рига пережила небывалое наводнение, в результате которого продуктовые резервы жителей города вымокли в затопленных погребах. В Рижском Домском соборе имеется доска с отметкой уровня воды 13 апреля 1709 года, когда вода в соборе доходила до алтаря, а в предместьях до крыш домов. Это побудило Рижский рат начать строительство защитной дамбы (старейшая «Инча дамба»  построена уже в XVI в). В 1710 году в Риге настали русские времена. Рижане, впрочем, старались получить различные привилегии, демонстрируя свой талант взяткодателей, подарив главнокомандующему русской армии графу Шереметеву золотые ключи весом в два-три фунта, но это все-таки не освободило их от неволи. Рига продолжала расти, пока в 1812 году, в страхе перед наполеоновской армией, не был отдан приказ зажечь предместья. Затем Рига строилась заново, возникли первые кирпичные тротуары. В1858 году царь Александр II разрешил срыть рижские валы, тогда вдоль края канала появились насаждения, и была сооружена Бастионная горка, а в 1861 году по бульвару Бастея уже открылось сообщение. Романтику Вецриги умножали извозчики, которые были единственным пассажирским и грузовым транспортным средством в Риге вплоть до 70-х годов XIX века. В 1882 году стала действовать конка, которую в 1901 году переоборудовали в электрический трамвай. Старая застройка Вецриги понемногу ветшала. В 20-30-е годы XX века возникла мысль создать в Вецриге большой комплекс общественных зданий по образцу западноевропейских городов. Часть старой, менее примечательной застройки была снесена, на ее месте образована Домская площадь. Дальнейшее прервала война. После Великой Отечественной войны не было общей концепции реконструкции Вецриги. В мае 1948 года в течение нескольких дней исчезли развалины Дома Черноголовых и Ратуши, чтобы их уже никогда невозможно было восстановить. Обоснованием служила ненависть советской идеологии ко всему немецкому. В основу же возведения и Дома Черноголовых и Ратуши легла германская градостроительная концепция, которая прослеживается в Риге через века, поскольку Рига являлась ганзейским городом. Только в 1973-1983 годах появился проект регенерации Вецриги, разработанный архитекторами Э. Пучиныием, Э. Бурковскисом, А. Холцманисом и В. Тарасовой. В проекте были определены главные принципы восстановления, реставрации, функционального зонирования, классификации улиц и благоустройства свободных территорий. Уже в 1967 году Вецрига была объявлена зоной, охраняемой государством. Однако уже тогда совершенно без учета специфики Вецриги было построено несколько больших зданий: корпус РТУ, жилые дома на улице Кунгу и Калькю, 3-я средняя школа, Музей оккупации. Первыми самыми крупными реставрированными объектами в Вецриге после войны были средневековые жилые дома Три брата (1957) и Домский собор (1962). Интерьер и башня церкви св. Петра вернули свой прежний облик в 1968-1984 годах. После 1983 года, когда Вецриге присвоили статус градостроительного памятника, реставрационные работы там приобрели более широкий размах. В реставрацию Вецриги включилось бюро внешней торговли польского предприятия по реставрации памятников культуры и фирма Budimex со своими профессиональными реставраторами. Итог их труда – около четырех десятков реставрированных объектов. Наконец дождались реставрации Дом Рейтерна, церкви Реформатская и Юра, крепостная стена на улице Торня. Правда, сегодня можно спорить о качестве реставрации поляков – многое надо в настоящее время реставрировать снова, однако нельзя отрицать толчкообразного значения этой работы для углубления в рижанах культурно-исторического понимания. В Вецригу вернулся аромат старого города. Были построены и новые здания, пропорции которых соответствовали характеру Вецриги. У них характерные для старогогорода черепичные крыши, эти здания хорошо вписываются в облик улиц старого города – дома на улице Пиле, 8/10, на углу улиц Пелду и Кунгу и другие. После обретения Латвией государственной независимости на первых этажах и в подвальных помещениях домов Вецриги были устроены многочисленные кафе и рестораны. Построена гостиница «Hotel de Rome», здание банка на улице Вальню, реконструирован комплекс зданий Конвент Эка, произведена перестройка казарм Екаба (Яковлевских) и приспособление их под бюро, магазины и квартиры, построена гостиница «Radi un draugi», объединения «Daugavas vanagim» на улице Марсталю. Восстановлены с 1334 года неразрывно связанные с центром Риги, но разрушенные 28 июня 1941 года Дом Черноголовых и Дом Швабе. На свое место на Ратушной площади вернулась статуя покровителя Риги – Роланда, которая считалась памятником немецкому духу и потому убранная с площади в 1945 году. Начато строительство Ратуши, которое вызвало много споров, как и по поводу сохранения Музея оккупации или его сноса. 4 декабря 1997 года Вецрига включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В плане развития Риги на период с 1995 по 2005 год определена политика сохранения, охраны и пополнения культурно-исторического наследия. Определены охраняемые зоны застройки, в том числе Вецрига, где необходимо сохранять характер существующей застройки.

Проблемы в жизни современной Риги создает вопрос права собственности, неразработанная система налоговых льгот для восстанавливающихся архитектурных построек.

Рига постоянно обновляется, привычные глазу виды старинного города гармонично сочетаются со сверхсовременными зданиями из стекла и алюминия. От единственного рижского вокзала всего 14 минут до знаменитого рижского взморья с его великолепными песчаными пляжами Юрмалы, где я и проживал. Сейчас население Риги около 800 000 человек, среди которых примерно половина русские, а коренного населения около 30%. На улицах везде слышна родная русская речь, объясниться на русском можно в любом месте. Эта характерно и для всей остальной Латвии.

Знаменитый балтийский курорт Юрмала расположен всего в 14 километрах от Риги. Юрмала – это мягкий климат и воздух, насыщенный ароматом сосен, просторные чистые пляжи, изящные яхты, лечебные грязи и минеральные источники, бассейны, замечательный аквапарк, теннисные корты, концерты и конкурсы.

Юрмала протянулась узкой полосой на целых 30 километров вдоль побережья Рижского залива. Более половины территории курорта занимают парки, леса и зелёные насаждения. На побережье особый мягкий микроклимат, а широкие пляжи привлекают бархатистым белым кварцевым песком. Юрмала состоит из 15-ти посёлков. В 1999 году пляжу в Майори в знак его соответствия европейским стандартам экологии и качества был присуждён голубой флаг. Архитектура Юрмалы уникальна. Деревянные постройки со своими затейливыми башенками, украшенными причудливой резьбой крылечками и верандами с цветными витражами, напоминают сказочные домики. Жизнь в Юрмале размеренна и нетороплива, улицы на удивление малолюдны, даже и центральная улица Емас    с ее уютными кафе, кондитерскими и сувенирными магазинчиками.

      Лучшим "палаццо" страны по праву считается, созданный в 1730 г. знаменитым итальянцем Растрелли, дворец в Рундале (70 км от Риги). Прекрасно отреставрированный ансамбль, выполненный в стиле барокко, привлекает многочисленных туристов оперными концертами, костюмированными балами, ужинами "под старину".

         В западных областях Латвии – Земгале и Курземе сохранились рыцарские замки, дворцы герцогов и усадьбы баронов. Мною были осмотрены: Добеле – поселения древних жителей Елгавы, столицы Курляндского герцогства; Дворец герцогов, который был построен знаменитым Растрелли для фаворита Анны Иоанновны (до своего вступления на русский престол носившей титул герцогини Курляндской) Бирона. Много знаменитостей, в том числе и легендарный маг и волшебник граф Калиостро, останавливались в этом дворце. В подвалах дворца я ознакомился с фамильной усыпальницей герцогов. Яунпилский замок, принадлежавший крестоносцам Ливонского ордена и построенный в начале XIV века сохранился почти без перестроек. Служители замка рассказали о легендах и преданиях Яунпилса, о бывших владельцах, страшных и благородных, показали старинную лютеранскую церковь и древнюю, но работающую и по сей день водяную мельницу.

Среди населения была заметна доброжелательность к туристам, в том числе и из России, каждый латыш охотно отвечает и общается на русском языке. Однако гражданство дается только при сдаче экзамена на знание латышского языка, граждане не прошедшие его потеряли право гражданства и превратились в люмпенизированный люд, живущий подаяниями и «подножной» пищей.

В 1992 г. в Латвии прошла денационализация. Она затронула и жилой фонд страны.  Все ранее национализированные дома были отданы прежним хозяевам, жители этих домов потеряли право приватизации своего жилья и вынуждены были сами договариваться с новыми хозяевами о правах пользования жильем.

В Латвии множество людей занимается фермерским хозяйством. Традиционных сел в Латвии почти нет, провинция живет мелкими хуторами, в них преобладает крупное  единоличное хозяйство. В стране множество городов, самый маленький город насчитывает 500 жителей. 

Особого внимания заслуживает национальная культура Латвии. Существующий и очень популярный этнографический музей охватывает многие стороны национальной самобытности народа. Регулярно проводятся национальные праздники: День рыбака, фестиваль народов Балтии и т.п. Латвия – лютеранская страна, религиозные общины занимают важные стороны местного самоуправления в Латвии, именно им отдана роль организации контроля над проведением самобытных праздников и фестивалей в стране. В Латвии значительное место занимает и Православие, в каноническом единстве с Русской Православной Церковью пребывает Рижская Митрополия.

           Удивила чистота улиц Риги и пляжей Юрмалы, отсутствие бродячих животных, несанкционированной торговли, давки в электричках и транспорте, очередей и хамства в магазинах, всего того, что принято называть «совковостью», все еще характерной для нашей страны. Благополучная экология страны  словно говорит о союзе природы и человека.  

Латвия страна противоречий. Множество плюсов в ее жизни ни как не влияют на сложные отношения правительства и народа. Народ не понимает правительства, которое до сих пор проводит ультра резкую антисоциальную проамериканскую политику: в стране стопроцентная оплата ЖКХ, бесплатный проезд до 80 лет отсутствует, коммерческий пенсионный фонд, платная медицина и т.п. Однако при этом нельзя говорить о демократии в ее классическом варианте и 100% рыночной экономики. Общество не избирает президента, его выбирает парламент, где большинство мест у партии «Новое поколение», известной своей реакционным национализмом, прозападностью и всем тем, за что обычно сейчас критикуют страны Прибалтики.

Многое в этой одновременно близкой и к России и к Западу стране радует и сопутствует наилучшему отдыху туристов из России: это и умеренно мягкий климат и прекрасный насыщенный хвоей воздух и родная русская речь…

прослушать/скачать песню: "Когда наши танки по улицам Риги"

Владимир Павлов


        |  Наши друзья  |  Контакты  |  Ссылки  |
 

       Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100