НАУЧНЫЕ СТАТЬИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ


ГлавнаяЛица МАМИФГостевая книгаЧто такое МАМИФИсторико-филологический семинарЛитературная гостинаяНовостиПубликации


Ольга Георгиевна Леонова


        Россия XXI век: альтерглобальный проект

 

Глобализация – сложное понятие, означающее объективные, закономерные процессы интеграции и объединения в сфере экономики, политики, культуры и т.д., происходящие в мире в последнее столетие. Однако, на практике происходят попытки использовать эти процессы в интересах отдельных стран или групп населения (так называемого «золотого миллиарда»), игнорируя интересы и взгляды большинства населения планеты. Своих целей глобалисты добиваются через уничтожение национального самосознания народа, его истории, его памяти, его духовности и веры.

Такая практика породила движение антиглобализма, активность которого а последнее время значительно возрастает.

Антиглобализм – идеология и теория антиглобалистской борьбы. Выступая против принципов и действий, носящих несправедливый, насильственный и неравноправный характер, против диктата одних стран над другими, данное движение имеет и деструктивную составляющую, т.к. направлено против объективных процессов интеграции и объединения стран. А это ведет к эскалации международной напряженности и терроризма.

Альтерглобализм,  т.е. альтернативный глобализм, – достаточно новое явление на политической  авансцене. Данное движение выступает за признание объективного, закономерного характера определенных процессов глобализации и интеграции, но при этом не приемлет диктата американской модели общественного развития, насилия, неравноправия, рабства и угнетения большинства населения третьего мира и стран так называемого догоняющего развития.

Во-первых, альтерглобализм признает необходимость конструктивного диалога с Западом, обращение к мировому опыту, обогащения жизни страны лучшими научными и техническими достижениями других стран.

Во-вторых, альтерглобализм отрицает безальтернативность американской  модели развития, отвергает однополярность и «америкацентризм» современного мира. Они выступают за многополярный мир, представленный множеством равноправных   цивилизаций, каждая из которых уникальна и неповторима и вносит свой вклад в духовное богатство человечества планеты.

В-третьих, чтобы данная версия многоцветного, многополярного мира состоялась, альтерглобализм считает необходимым содействовать национальному возрождению стран третьего мира, которые сегодня страдают от экономического, политического диктата государств мировой элиты и насильственного насаждения худших образцов американской поп-культуры.

Центральной идей нашей версии альтерглобализма является возрождение России, ее мощной государственности, суверенитета и самостоятельности, ее уникальной культуры. Лозунг российских альтеглобалистов звучит так: «Будем учиться и брать лучшее у других, будем собирать все лучшее, что было у нас» [1:6].

Ближайшей задачей движения альтеглобалистов является разработка альтернативного цивилизационного проекта России будущего, России как уникальной цивилизации и независимого, суверенного государства XXI века.

Это будет проект будущей России, альтернативный тому сценарию, который разработан для нее идеологами и практиками глобализма.

Но содержание и внешние формы его выражения в экономической, политической, социальной и духовной областях определяется национальным сознанием, доминирующим менталитетом данной нации. А ядром национального сознания является национальная религия, которая в течении многих столетий формировала архетипы сознания нации, стереотипы мышления и поведения, ее генетическую (историческую) память.  Таким ядром национального сознания русского народа, без всякого сомнения, является Православие. Именно Православие определяла духовные константы национального сознания и принципы, определявшие вектор развития Российской цивилизации.

Поэтому, чтобы создать альтернативный проект России будущего, нам необходимо экстраполировать некоторые духовные константы национального сознания, которые вытекают из Православия, на будущее российского общества.

Духовный компонент национальной цивилизационной модели в России имел значительные отличия от западной модели. Наиболее ярко эти различия проявляются в сравнении с протестантским учением.

Основными этическими ценностями протестантов являлись те, которые были необходимы для успешного ведения капиталистического предприятия: бережливость, расчетливость, склонность к методичной трудовой деятельности. Положение протестантского вероучения о приоритете мирской экономической жизни над духовной порождает определенную этическую систему морально-нравственных ценностей и понимание смысла человеческой жизни, которые противоположны православной позиции. В русской цивилизации имелся приоритет духовных ценностей над материальными, что сближало ее с другими Восточными цивилизациями (индийской, китайской, японской). Цель развития виделась не в производстве и потреблении все большего количества материальных благ, а в стремлении к упорядочению социального бытия. Западный менталитет понимает общественный прогресс только как социально-экономический и научно-технический. Русское миропонимание общественный прогресс видело, прежде всего, через совершенствование и преображение жизни через более полное восприятие христианских ценностей.

Основополагающие черты будущего цивилизационного национального проекта являются альтернативными тезисами глобальному сценарию, который фактически предусматривает уничтожение России как независимого и суверенного государства.

Проект вестернизации мира – навязывание ему готовых западных эталонов, готовых образцов мировоззрения и культуры, которые другим предстоит слепо копировать. При этом уничтожение России как самостоятельного и суверенного государства будет происходить по замыслу  глобалистов через уничтожение национального самосознания народа, его истории, его памяти, его национальной религии.  Этого можно гораздо быстрее добиться через проведение так называемых рыночных реформ по рецептам Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, реализующих через свои директивы интересы крупнейших транснациональных корпораций.

Разумеется, социально-экономические и политические реформы в России необходимы, но они будут эффективны только в том случае, если не разрушают национальных основ государства, его культуры, а продолжают и развивают их. Естественно, что при реформировании социально-экономической и политической сферы необходимо обращаться к мировому опыту и искать возможности обогащения жизни страны лучшими достижениями в этой области других стран.

Россия не может слепо и безоговорочно воспринять западную модель рыночной экономики и либеральной демократии. Но она может и должна адаптировать лучшие ее достижения к своим специфическим условиям.

Перенимая мировой экономический и политический опыт, Россия должна выбрать из него то, что не противоречит собственным традициям и национальной самобытности. Россия может участвовать в диалоге Запада и Востока и внести в этот диалог свой вклад. Участвуя в интеграционном диалоге Востока и Запада, Россия может сохранить самобытность своей экономической модели и свою экономическую самостоятельность, сохранить свой национальный менталитет.

В основе глобализма лежит философия успеха любой ценой. Данная идеология готовит атмосферу нового жестокого передела мира – в пользу сильных государств Запада, в ущерб слабым странам Востока и Юга. Их население не имеет права на то, чем пользуется избранное меньшинство человечества – «золотой миллиард». Не имеет права иметь собственную промышленность – «реформы» предусматривают едва ли не тотальную деиндустриализацию; развивать высокие технологии, сопутствующую ей интеллектуально-образовательную инфраструктуру.

Эти страны вообще должны понизить качество своего человеческого фактора до роли мировой обслуги или даже вообще сузить объем человеческой массы, которая рассматривается как «лишний человеческий балласт».

 Альтерглобалистское патриотическое движение ставит своей целью консолидацию российского народа перед лицом нависшей угрозы разрушения российской государственности, расчленения страны, превращению России в сырьевой придаток Запада.

Альтернативный проект России означает преемственность отечественных традиций, опирается  на накопленный исторический опыт и национальную культурную традицию, на идеалы той высокой духовности, которая представлена в Православии. 

Центральная идея альтеглобалистского движения – сильное российское государство. Возрождение традиций мощной государственности, державности, единства народа и власти. К этому необходимо добавить необходимость реанимации чувства национальной идентичности и национальной гордости.

Патриотизм, государственность и державность – стержневые  понятия идеологии альтерглобализма.

Альтерглобализм признает демократию важным и необходимым элементом развития современного российского государства и ставит своей задачей совершенствование демократических традиций, но с обязательным  учетом национально-исторического опыта, культурных традиций, особенностей национального характера.

В результате реализации этого проекта Россия сможет вернуть себе право выбора ею своих путей развития как великой державы, получит возможность выполнения своей всемирно-исторической мессианской миссии – глобальной революции сознания и реализации новой для других стран, но исторически-идентичной для России духовно-нравственной парадигмы бытия, основание которой в Православии.

Глобальный сценарий предусматривает также полный демонтаж  России как мощной многонациональной державы. Но вслед за этим неизбежно произойдет и демонтаж отколовшихся от нее независимых республик. Вполне очевидна поставленная и решительно реализуемая задача: экономически и культурно разрушить Россию, исключив ее возрождение как мощной многонациональной державы.

Альтернативный проект России будущего будет характеризоваться конструктивным творческим диалогом с народами, населяющими Российскую федерацию, взаимообогащением лучшими достижениями национальных культур.

 В основе альтернативного проекта – политика патернализма, т.е. покровительства и поддержки множества малочисленных народов. Реализация данного принципа предусматривает создание для всех этносов России равных экономических и культурные условий существования; помощь окраинам из центра, а их народам – равный доступ ко всем богатствам страны.

Развитие российской цивилизации невозможно без сохранения и развития культурных и социально-политических традиций народов нашей многонациональной Родины.

Альтерглобалисты признают необходимость сохранения, охраны и развития многообразия национальных культур, народов Росси, уважение к их идеалам и ценностям.

Данное движение выступает в защиту русского языка как языка межнационального общения и в то же время стремится содействовать развитию языков, национальных, культурных и религиозных традиций всех народов России. Сохраняя преемственность отечественных традиций и высоких идеалов нашей многонациональной страны, альтерглобалисты считают необходимым активно противодействовать всем проявлениям расизма, национализма и шовинизма.

Важным фактором национальной консолидации является объединяющая надэтническая идея. В настоящее время отчетливо ощущается потребность принадлежности к единой, неделимой России, необходимость национального действия на основании общего идейного, идеологического и культурологического национального бытия.

Объединяющая, надэтническая идея, предполагающая наличие безусловных духовных ценностей,  призвана обеспечить переход с частного, этнического на общий национальный уровень. Такие духовно-культурные ценности вытекают из архетипов национального сознания и состоят из набора культурных кодов нации.

  В основе этой идеологии лежат традиционные для мировоззрения основных российских конфессий и этносов ценности и приоритеты: семья, общественная нравственность, национальная культура, вера. Идеи о ценности, уникальности каждой человеческой личности, о человеке как образе Божием, о свободе как о богоданном даре человеку находят понимание и поддержку и в Православии, и в Исламе. Это открывает высший смысл и особую миссию существования России как страны – носительницы высших духовных ценностей, открытой любому народу, который готов их принять.

Экономический сценарий будущего предполагает следующее перераспределение мировых ролей. Западный центр мира освобождается от индустриальной функции, олицетворяемой перерабатывающей промышленностью и становится мировым финансовым центром, который занимается перераспределением  ресурсов. Индустриальная функция перемещается к странам «второго эшелона развития», которые находятся в союзе с Западом и идут в фарватере его внешней политики. Остальным предстоит играть роль поставщиков сырья  и неквалифицированной рабочей силы в качестве некоего «мирового гетто».

Западный мир виртуальной банковской экономики связан с манипуляциями курсов валют и интернационализацией денег. Аккумулируя денежные и сырьевые потоки и обладая огромной финансовой мощью, он призван обесценить реальный производительный труд работников, занятых в реальной экономике, связанной с производством товаров и услуг. 

Однако экономика жизнеспособна, если национально-ориентирована, следует нравственно-этическим нормам и признает приоритет общенациональных интересов над эгоистическим интересом частного капитала. А экономическая деятельность должна расцениваться как своеобразная форма общественного служения.

Россия будущего не отвергает рыночные отношения, частную собственность и честное предпринимательство. Но они должны сочетаться с регулирующей функцией государства.

Антерглобальный проект несет в себе следующие родовые черты российской цивилизации.

1. Консерватизм, который был обусловлен интравертностью экономики и национального сознания. Вектор общественного прогресса был направлен не на внешние формы деятельности, а на внутренние, сущностные, т.е. содержательную сторону социально-экономических и политических отношений. В результате такие общественно-экономические явления как труд, предпринимательство, собственность, капитал, прибыль облагораживаются и сублимируются в духовную служебную ценность, превосходящую свое экономическое значение.

2. Собственность может быть только результатом труда, только тогда она будет праведной и морально оправданной.

Частная собственность сама по себе не является порочной, если ее источником был добросовестный труд, и если она несет в себе элемент творческого начала и используется разумно, т.е. во благо ближнему. Религиозное оправдание частной собственности не означает пассивного оправдания несправедливого ее распределения. Согласно христианской точке зрения, частная собственность должна служить общему благу, и лишь эта общественная функция оправдывает ее. В этом смысле частная собственность приобретает аспект социального бремени.

3. Стратегической целью экономической политики в России, в отличие от западных ориентиров на гонку потребления, должна быть экономика разумного достатка. Предпочтение необходимо отдавать разумному достатку, а не накопительству. Совместимо ли богатство с христианской моралью? Очевидно, следует различать, чем является богатство: самоцелью или же не более чем средством в этой жизни. Богатство и процесс его воспроизведения оправданы, если они являются средством созидания общественного блага. Богатство – это средство, рычаг для развития промышленности, науки, культуры.

Однако, богатство, как результат присвоения труда других людей в сознании русского человека в православной традиции всегда было связано с понятием греха. Отсюда вытекала идея искупления за богатство. Искуплением считалось использование богатства как средства делать добро, служить людям. Эта идея послужила фундаментом, нравственно-духовной причиной необычайно широкого развития меценатства на Руси.

4. Исторически в России сложился отличный от Запада способ потребления, суть которого выразил Татищев: «Истинное благополучие – спокойность души и совести». Бытовое преуспеяние – стандарты западной идеологии и хозяйственной практики. Поэтому постановка в виде главной цели экономической программы призыва к личному обогащению, достижение максимально высокого уровня личного потребления, идеологически будет неверно, так как не соответствует стереотипам национального сознания. Но экономические программы, делающие акцент на процветании государства в целом, т.е. несущие в себе элемент соборности русской души на ее генетическом уровне, могут найти самую широкую поддержку и сочувствие народа.

Таким образом, доминантами социально-экономической политики альтеглобального проекта являются: патриотизм, духовность и нравственность.

Российские псевдореформаторы и их западные наставники склонны считать, что с «этим населением» ничего «прогрессивного» сделать нельзя и истинное торжество западных ценностей в России произойдет лишь тогда, когда это поколение вымрет.

Вымирание негодных поколений уже идет ускоренными темпами. Россия вымирает.

Альтерглобальный проект, напротив, акцентирует социальную направленность как краеугольный камень возрождающейся российской цивилизации. Власть может и должна обеспечить равные стартовые условия для молодых людей и равный доступ к национальному богатству и ресурсам страны независимо от их социального статуса, национальности и места жительства.

Социально направленный вектор развития страны ориентирован не на потребительскую экспансию, а на обеспечение разумного достатка. Поэтому стратегическая цель государственной политики России должна предусматривать не максимально высокий уровень личного потребления, а, прежде всего, процветание государства.

Российский традиционный  уклад жизни всегда был основан на принципе соборности, который подразумевал приоритет ценностей коллектива, общины, государства над интересами частного собственника и индивида. Соборность воплощает собой диалектическое единство личности и коллектива. Система коллективной ответственности, взаимопомощи и социальной поддержки – составляющая сущность понятия «соборность», представляется наиболее эффективной системой взаимоотношений и взаимозависимости человека и общества, коллектива и государства.

 Этот принцип объясняет, почему коллективистское начало наиболее близко национальному самосознанию русского народа и оптимально вписывается в контекст политической жизни.

Сегодня Западу нужна безоговорочная духовная капитуляции,  которую называют «сменой менталитета». Россия тем самым лишается собственной перспективы национального развития и духовного прогресса и превращается в эпигон Запада, попадая в группу стран третьего мира. Она будет обречена на безнадежное отставание по шкале технико-экономического роста.

Стремительно уничтожается «нерентабельная» надстройка культуры и  цивилизации. Социальное государство, наука, культура и образование, система социально-гуманитарных гарантий и авансирования молодого поколения – все это объявляется ненужными излишествами, которые такие «рыночно недоразвитые» страны, как Россия, не должны себе позволять. 

Альтерглобальный проект главной задачей считает:  поставить заслон энтропийному процессу, развязанному идеологами глобализма, и, опираясь на защитные силы национальных культур народов России воссоздать великую российскую цивилизацию.

 Запад подчинил людей экономике и превратил экономико-технические критерии в главное мерило людей, национальных культур, стран.

Для того чтобы уравнять перед лицом истории страны «развитые» и страны «отсталые», нам в России предстоит создать иные критерии оценки людей, качественно иную мораль, чем мораль успеха людей ценой, иную иерархию цивилизаций.

Нам предстоит обратиться к резервам глубинной цивилизационной памяти, чтобы открыть качественно иное будущее, которое диктуется собственной традицией, национальной ментальностью и культурой. Опираясь на это Россия сможет предложить свою духовно-нравственную альтернативу миру. Речь идет о перспективе планетарной революции сознания, которая вынесет за скобки экономические измерения и утвердит новую шкалу оценок и приоритетов развития и прогресса.

Мы хотим жить в сильной стране, суверенитет которой уважают во всем мире, с чьими интересами считаются другие страны. Альтеглобальный проект России 21-ого века предлагает собственное видение будущего миропорядка. Мир должен стать многополярным, где у каждой страны, цивилизации будет право на устойчивое развитие и уникальность. А Россия, предлагая свой альтернативный проект, сможет вернуть себе статус великой державы и вновь стать лидером трансформации геополитического ландшафта.

 

Примечания:

1. Манифест общественного молодежного движения «Всеобщая альтерглобалистская лига – «ВАЛ». М., 2005

 


        |  Наши друзья  |  Контакты  |  Ссылки  |
 

       Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100